Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Фрагменты романа русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - «Дворянское гнездо» - Главы XXXIII, XXXIV.
«Дворянское гнездо» - Роман, 1859 год
Фёдор Иванович Лаврецкий, возвратившись на Родину, знакомится с девушкой Лизой. Постепенно встречи между ними дают толчок к рождению взаимного большого и чистого чувства. Роман повествует о том, как возникла их любовь, и чем всё закончилось.
________________________
Михаил Фёдорович Романов (28 октября [9 ноября] 1896г., г. Санкт-Петербург - 4 сентября 1963г., г. Москва) - советский, украинский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1951). Член ВКП(б) (1950). С 1908 по 1917 гг. учился в Коммерческом училище в Петрограде, затем служил конторщиком на заводе «Треугольник» (1917-1919). В 1919 году, во время службы в Красной Армии, руководил самодеятельными кружками. Окончив в 1920 году шестимесячные курсы культработников при Политотделе штаба Петроградского укрепрайона, играл в театре Петроградского военного округа. В 1921 году демобилизовался по болезни и переехал к матери в село Рождествено (Петроградская губ. (ныне - Ленинградская обл.), где организовал самодеятельный театр при Народном доме, играл в нём, ставил спектакли. С 1923 по 1924 годы - актёр Петроградского театра Пролеткульта «Новая драма». В 1924-1935 гг. - актёр Ленинградского драматического театра им. А.С. Пушкина (ныне - Александринский театр). В 1935-1936 годах - актёр киностудии «Мосфильм». С 1936 года - актёр Киевского русского драматического театра им. Л. Украинки, в 1954-1959 гг. - художественный руководитель и главный режиссёр Киевского русского драматического театра им. Л. Украинки. Неоднократно приезжал в Москву с гастролями - не только с труппой Театра имени Л. Украинки, но и актёром-гастролёром - выступал в роли Фёдора Протасова в спектаклях Малого театра (1955) и Театра имени Ленинского комсомола (1959). В 1963 году - актёр Театра им. Моссовета. Выступал как чтец - мастер художественного слова на Всесоюзном радио с чтецкими программами.
Иллюстрации:
И.Тургенев
М.Романов
P. S.:
Роман «Дворянское гнездо» был опубликован впервые в 1859 году в январской книге журнала «Современник». Прогрессивная общественность приняла его с восторгом: новое произведение Тургенева получило глубокое истолкование в революционно-демократической критике, увидевшей в «Дворянском гнезде» «знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесённое из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления» (Д. Писарев). «Дворянское гнездо», вспоминал впоследствии И.С. Тургенев, - имело самый большой успех, который когда-либо выпал мне на долю. Со времени появления этого романа я стал считаться в числе писателей, заслуживающих внимание публики...» Прошло более ста лет, а роман по-прежнему привлекает внимание читателей. Вновь и вновь открывая для себя нетленную красоту русской прозы, они с волнением следят за судьбой любимых тургеневских героев. ...Лето 1842 года, когда Лаврецкий возвращался из-за границы на родину, было удивительно жарким... Безоблачное небо, дорога, даже березовые перелески всё было напоено зноем... Вдыхая всей грудью аромат буйно цветущих трав, Лаврецкий чувствовал, что его душевная рана затягивается... Измена жены, его уход теперь казались ему чем-то далеким и незначительным... «Может быть, жизнь еще не кончена ?» - освобожденный от пережитого, радостно вопрошает он себя. Но главное событие еще было впереди... В доме своей дальней родственницы Марии Дмитриевны Калитиной Лаврецкий встретился с Лизой. Поражённый, её мягкой красотой, он почувствовал, что эта встреча станет решающей в его жизни. С тайной радостью, а порой и страхом Лаврецкий следил, как легкая влюбленность перерастает в мощное, всепоглощающее чувство. «А вдруг это самообман ? - временами останавливает он себя... Но тот вечер, когда он случайно забрёл в сад Калитиных, рассеял его последние сомнения... Увидев трогательно-тонкую фигурку Лизы, внезапно появившуюся перед ним в раскрытых дверях, её печальные глаза, Лаврецкий понял, что любит её. Чувство, вспыхнувшее в нём, было подобно музыке; оно росло и ширилось в его груди, и Лаврецкому казалось, будто страстная, сладостная мелодия, переполнявшая его существо, созвучна всему прекрасному, святому и тайному, что есть на земле...