Горький М., Рид Дж., Вильямс А., Уэллс Г., Луначарский А. - Кремлёвский мечтатель. Из воспоминаний о В.И. Ленине - (исп.: Валерий Токарев)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Литературная композиция подготовленная Валерием Токаревым. На Всесоюзном конкурсе чтецов, посвящённом 100-летию со Дня Рождения В.И. Ленина, композиция в исполнении Валерия Токарева была удостоена I-й премии. В основе литературной композиции воспоминания людей лично знавших Владимира Ильича Ленина - Максим Горький, Джон Рид, Альберт Вильямс, Герберт Уэллс, Анатолий Луначарский.

Валерий Абрамович Токарев (наст. фамилия - Токарь) (02.07.1922г., г. Москва - 04.06.2006г., г. Москва) - актёр, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1981). Народный артист РФ (1998). В 1945 году окончил физический факультет МГУ. В 1948 году - студию Театра им. Моссовета под рук. Ю.А. Завадского, одновременно с 1944 года служил в театре. В 1947 году начал концертную деятельность. Первая работа на эстраде - повесть А.Бека «Волоколамское шоссе». С 1953 года - артист Московской филармонии. Участвовал в 73-х программах, в т. ч. в 53 сольных. В 2001 году Токарев удостоен медали А.С. Пушкина. "Мертвые души" Гоголя и "Баня" Маяковского, "Дон Жуан", "Паломничество Чайльд Гарольда", "Манфред" Байрона и "По ком звонит колокол" Хемингуэя, "Грани Петербурга", "Пушкин в Москве", стихотворения Маршака и Мицкевича - таков далеко не полный перечень произведений, составлявших основу его репертуара.

Иллюстрации:
В.Токарев

P. S.:

Валерий Токарев принадлежит к «цеху» чтецов и бесспорно является подлинным мастером. Яркий талант, широкая образованность (В. Токарев окончил Московский университет и актёрскую студию под руководством Ю.А. Завадского), знание литературы (Токарев не только владеет немецким, итальянским, французским, английским, но и читает с эстрады на этих языках) сделали его одним из интереснейших интерпретаторов многих произведений русской и зарубежной классики, произведений современных писателей. Токарев любит широкие эпические полотна, тонко понимает, чувствует поэзию. В каждой работе - будь то «Мёртвые души» или сонеты Возрождения, размышления советского хирурга Амосова, или собрание в одной программе произведений о Дон-Жуане, откровения Хемингуэя, - программы камерные, или, скажем, «Эгмонт», «Манфред», читаемые с симфоническим оркестром, - В. Токарев ставил всегда сложный художественный эксперимент и всегда необычайно интересно разрешал его. Он никогда не пользовался сценическими аксессуарами, был почти неподвижен в чтении; мастер слова, он работал только с помощью слова. С помощью интонации, эмоции, выраженной в слове. С помощью красивого голоса - богатого, подвижного, послушного воле артиста. Его художественный поиск, как правило, обращены к воссозданию самобытного, всегда современного и мало изученного характера. Он любил представить слушателю необычного человека, поразительного человека, прекрасного человека. И обязательно, щедро рассматривая его с разных точек зрения, он стремится добраться до самой сути, до главного - до психологически-нравственных причин его необычности, до социального смысла, значения его поразительности, до общечеловечности, прекрасного, выдающегося, исключительного, но и доступного. В этом смысле ленинская программа не составляет исключения. Она соединяет литературно-разнородный материал, различный не только по характеру и по стилю изложения, по внутреннему напряжению, но и по степени постижения деятельности Владимира Ильича. Психологически-углублённый портрет, созданный А.М. Горьким в его очерке «В.И. Ленин», сочный, словно написанный масляными красками, контрастными, в то же время тщательно отобранными, сменяется карандашными набросками, штриховыми зарисовками, сделанными как бы на ходу. Открытая эмоциональность Джона Рида, его щедрый душевный репортаж соседствует с краткими, отрывочными, но яркими свидетельствами Альберта Риса Вильямса, а затем и тонко нюансированным, ёмким портретом, созданным Гербертом Уэллсом, - сдержанным, полным настороженности. А потом внезапное заключение - слова А.В. Луначарского, звучащие мощным аккордом: «Он был чудом». Токарев не случайно избрал для своей программы столь разных и, может быть, столь непохожих авторов. Рядом с именами А.М. Горького и А.В. Луначарского, друзьями-соратниками Владимира Ильича, отлично знавшими его человеческую многогранность, - имена американских журналистов Джона Рида и Альберта Риса Вильямса, знавших Ленина - руководителя вооруженного восстания, вождя масс, творца первых декретов первого в мире социалистического государства. Позиция друзей В.И. Ленина сопоставляется с позицией Герберта Уэллса, менее всего склонного восторгаться пролетарской революцией. Но именно сравнительный подход к материалу и позволяет чтецу, а вслед за ним и слушателю уверовать: «Кремлевский мечтатель видит мир будущего». И ещё, еще раз: «он был чудом». Такое контрастное построение помогает В. Токареву воссоздать портрет Владимира Ильича. Перед слушателями встает образ, вылитый «весь как бы из цельного куска чистого золотая, человек необычайно живой, близкий людям, простой и естественный. Заключая программу словами Луначарского о Ленине - «идеальная личность, какой и должен быть человек», В. Токарев прежде всего подводит нас к мысли об «идеальной личности»; он пытается понять и донести до слушателя не только то особенное, исключительное, что было в Ленине, но и то доступное обычному человеку, что может помочь ему, человеку, стать лучше, выше, что делает жизнь его значительнее, талантливее. Рассказывая о человеке «с горящим мозгом», В. Токарев подчеркивает в Ленине черту, сформулированную Луначарским: «он не занимался своей личностью. Его совершенно не интересовало собственное «я». Его интересовала только его работа». Эта полная поглощенность общезначимым делом - будь то съездовская полемика с оппонентами или выступление перед народом, либо построение плана электрификации страны, дружба с итальянскими рыбаками или встреча с русскими крестьянами, раскрывается Токаревым со всей убедительностью, ненавязчиво, без патетики и аффектации, достойно, с размышлениями. В. Токарев объемно раскрывает ленинское «физическое ощущение правды» и его «вражду к несчастьям людей» (А.М. Горький). Подчёркивая интеллигентность, скромность, даже застенчивость Владимира Ильиче, Токарев рассказывает, как беспощадно воевал Ленин с несчастьями людей, раскрывает характер, особенность его поведения - поведения человека Правды. Душевная и актерская одаренность помогают Валерию Токареву реализовать его главные художественные пристрастия проникновение вглубь человеческих сердец. - Н. Смирнова, кандидат искусствоведения -