Памятники архитектуры Ленинграда. Большой проспект Васильевского острова - (ЛР), (вед.: Р.Балашова, Н.Мартон, В.Каткевич, и др.), (Зап.: 1983г.)

 
Большой проспект Васильевского острова (сокращенно - Большой проспект В. О., чтобы отличать его от Большого проспекта Петроградской стороны) - одна из главных магистралей Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Начинается у 1-й линии и доходит до Наличной улицы и площади Морской Славы. Проспект возник в начале XVIII века на месте большой просеки, прорубленной от усадьбы князя Меншикова к взморью. При планировке застройки Васильевского острова архитектор Доменико Трезини отводил этой просеке роль будущей главной магистрали. На первых чертежах она именовалась Большим каналом, но запланированный канал так и не был прорыт. С 1730-х годов трассу называли Большой першпективной улицей, а затем - Большой першпективой. К 1730-м гг. застройка проспекта была деревянной и доходила до 13-й линии, а далее проспект по-прежнему представлял собой просеку через лес. К 1750-м годам застройка дошла до 18-й линии, лес был вырублен. За 18-й линией справа от дороги образовалась болотистая местность, названная Смоленским полем (согласно преданию, в первые годы строительства Санкт-Петербурга на южном берегу Чёрной речки (Смоленки), на Васильевском острове, погребли рабочих артели плотников и землекопов из Смоленской губернии, и с того времени поле у этого берега и вглубь Васильевского острова стали называть Смоленским; таким же образом получило название Смоленское православное кладбище). Вплоть до 1880-х гг. Смоленское поле использовалось как место казни. В 1767 году Екатерина II издала указ о благоустройстве Большой першпективы, согласно которому улицу следовало замостить. В 1780-х годах магистраль стали называть Большим проспектом. 31 мая 1810 года Александр I распорядился устроить на Большом проспекте бульвары. Пустыри перед домами были отданы в частное владение с условием, что на них будут устраиваться сады со сквозной оградой. В 1808-1811 гг. по проекту архитектора Луиджи Руска на месте дренажных канав от 1-й до 6-й линии были сооружены кирпичные галереи. Над ними разбили аллеи. В 1826 году бульвары были переданы в собственность города. С середины XIX века по территории Смоленского поля начали прокладывать новые улицы. Чётная сторона Большого проспекта за Княгининской (будущей Детской) улицей была застроена каменными домами, несмотря на планировавшееся здесь продолжение бульваров, и в этой части проспект стал более узким. В 1870-х гг. по Большому проспекту проложили трассу конной железной дороги. В 1907 году конку заменил трамвай, под трассой был проложен водопровод. Продолжилась застройка проспекта доходными домами от 21-й линии до Детской улицы. В советское время Большой проспект сначала назывался проспектом Фридриха Адлера (1918-1922 гг.), а с 1922 года - проспектом Пролетарской Победы. В это время по проекту архитектора И.А. Фомина объединили частные сады от 1-й до 6-й линии и на их месте устроили бульвары. В 1927-1932 гг. проспект реконструировали по проекту архитекторов Л.А. Ильина и В.В. Данилова. Планируя новые аллеи (до 24-й линии), архитекторы воспользовались данными зимней аэрофотосъёмки, которая показала протоптанные пешеходами по снегу дорожки. По предложению Фомина у бывших частных садов были убраны ограды. Вместо одного проезда на проспекте появилось три: два боковых и 19-метровый центральный для транзитного транспорта. В 1950 году Большой проспект был продлен до улицы Шевченко. В 1953 году сняли трамвайные пути, а булыжную мостовую заменили асфальтовой. В 1954 году по проспекту началось троллейбусное движение. Вдоль проспекта были установлены осветительные колонны, спроектированные архитектором В.С. Васильковским и скульптором В.В. Исаевой. В 1968 году Большой проспект продлили до площади Морской Славы.

Иллюстрации:
Большой проспект Васильевского острова