Танк на пьедестале. Михаил Кошкин - (ЯР)

 
Литературно-музыкальная композиция подготовленная Ярославским радио о советском конструкторе и разработчике танка Т-34 Михаиле Кошкине.

Михаил Ильич Кошкин (21 ноября [3 декабря] 1898г., дер. Брынчаги, Угличский уезд, Ярославская губ. -26 сентября 1940г., Змиёвский р-н, Харьковская обл.) - советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Герой Социалистического Труда (1990, посмертно). Член РКП(б) (1919). Родился в бедной крестьянской семье. В возрасте 10-ти лет окончив 3 класса церковно-приходской школы, уехал на заработки в Москву, где устроился на кондитерскую фабрику и за 8-мь лет работы на фабрике прошёл путь от ученика пекаря до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов. В начале 1917 года, перед Февральской революцией, Михаила Кошкина призвали в Русскую императорскую армию, воевал составе 58-го пехотного полка на Западном фронте. В августе 1917 года, после полученного на фронте ранения, был направлен на лечение в Москву, после чего получил отпуск, а в конце того же года, демобилизовался из армии. 15 апреля 1918 года добровольцем ушёл в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. До 1919 года воевал под Царицыном, затем был переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который перебросили на Северный фронт, принимал участие в освобождении Архангельска от английских интервентов. После окончания службы в Красной Армии в 1921 году с отличием окончил военно-политические курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова. Во время учёбы лично познакомился с С.М. Кировым и Г.К. Орджоникидзе. После окончания университета был командирован в город Вятку (ныне - Киров), где с 1924 года по 1925 год успешно руководил кондитерской фабрикой. В 1925-1926 гг. - заведующий агитационно-пропагандистского (по другим данным - промышленного) отдела 2-го райкома ВКП(б). В 1926-1928 гг. - заведующий Губсовпартшколой. С 1928 года - заместитель заведующего, а с июля 1928 по август 1929 года - заведующий агитационно-пропагандистским отделом Губкома ВКП(б) г. Вятки. В 1929 году, в числе «парттысячников», Кошкин был зачислен в Ленинградский технологический институт, но затем перевёлся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института. В 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка». Преддипломную практику прошёл в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185. Производственную практику проходил на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне - ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела. С 1934 года в течение двух с половиной лет работал в КБ Ленинградского завода им. С.М. Кирова под начальством опытного танкостроителя С. А. Гинзбурга. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В это время КБ работало над танками Т-29 и Т-46-1, которые представляли собой модернизацию серийных Т-28 и Т-26 с переводом их на колёсно-гусеничный ход. В конце декабря 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе направил Кошкина с Ленинградского опытного завода на Харьковский завод. В ноябре 1937 года, менее чем за год работы Кошкина в должности главного конструктора КБ, под его руководством была успешно завершена модернизация танка БТ-7. 5 июня 1939 года Кошкин присутствовал при первом пробном пробеге опытного колёсно-гусеничного танка А-20, а 16 июля принимал участие в первом пробном пробеге опытного гусеничного танка А-32. С сентября 1939 года по февраль 1940 года на основании решения командования АБТУ под руководством Кошкина велось проектирование и изготовление двух опытных гусеничных танков А-32 с усиленным бронированием. Начавшаяся Советско-финская война (1939-1940) вновь показала плохую оснащённость РККА танками с мощным вооружением и бронезащитой. Совершенствование Т-32 активизировалось, были проведены испытания с дополнительной нагрузкой, имитирующей увеличение толщины брони до 45 мм, которые прошли успешно, и будущий танк формально приняли на вооружение до изготовления опытного образца под индексом Т-34.

Иллюстрации:
М.Кошкин