Дюма А., Дунаевский М., Ряшенцев Ю. - Три мушкетёра (мюзикл) - (исп.: М.Боярский, Л.Гурченко, Л.Ларина, Ж.Рождественская, В.Чуйкин, П.Бабаков, В.Назаров, Л.Серебренников, и др.), (Зап.: 1981-1982 гг.)

 
Вашему вниманию музыкальный спектакль по страницам романа французского писателя Александра Дюма (отец).

Молодой гасконец д'Артаньян приезжает в Париж, чтобы стать мушкетёром. И в первый же день нарывается на дуэль с тремя опытными мушкетёрами - Атосом, Портосом и Арамисом. Дуэль, которая сделает их друзьями на всю жизнь.
______________________

Юрий Евгеньевич Ряшенцев (по отцу - Якобсон, затем принял фамилию отчима) (род.: 16.06.1931г., г. Ленинград) - советский и российский поэт, прозаик и сценарист, автор стихов к песням для театра и кино, мастер мюзикла, переводчик. С 1970 года - член Союза писателей России. С 1989 года - член русского ПЕН-центра. Трёхкратный победитель Всесоюзных конкурсов по стихотворному переводу. Лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (2003).

Максим Исаакович Дунаевский (до 1961 года - Пашков) (род.: 15.01.1945г., г. Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист РФ (2006). Художественный руководитель и председатель художественного совета Московской областной филармонии с 2015 года.
______________________

Алекса́ндр Дюма́ (франц.: Alexandre Dumas), (24.07.1802г., Виллер-Котре - 05.12.1870г., г. Пюи) - французский писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов, мастер приключенческого романа. Под именем Дюма вышло огромное количество исторических романов, в написании которых участвовали литературные подёнщики. Всего за авторством Дюма опубликовано не менее 100 000 страниц. Помимо романов, его перу принадлежат также пьесы, статьи и книги о путешествиях. Поскольку сын Дюма также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при упоминании Дюма-старшего часто добавляют уточнение «-отец» (фр. père).
______________________

Действующие лица и исполнители:
Д’Артаньян – Михаил Боярский;
Миледи, Аббатиса, Кэт – Людмила Гурченко;
Констанция – Людмила Ларина;
Королева – Жанна Рождественская;
Король – Владимир Чуйкин;
Кардинал – Павел Бабаков;
Атос – Вячеслав Назаров;
Арамис – Леонид Серебренников;
Портос – Марк Айзикович;
Де Тревиль – Максим Дунаевский;
Бекингэм – Геннадий Трофимов;
Кармелитки – Лидия Пичугина и Нина Пичугина;
Звукоподражатель - Юрий Григорьев.

Композитор - Максим Дунаевский.
Либретто - Юрий Ряшенцев.
Автор инсценировки и режиссёр - Марк Айзенберг.
ВИА «Фестиваль», дирижер Дмитрий Атовмян.

Иллюстрации:
Ю.Ряшенцев
М.Дунаевский
Alexandre Dumas

P. S.:

В 1974 году в московском ТЮЗе состоялась премьера музыкального спектакля «Три мушкетера». Спектакль имел большой успех, хотя существовало и существует неисчислимое количество других «театральных» и «киномушкетеров». Многие постановки и, особенно, кинофильмы по роману А. Дюма имеют всемирную известность. Однако авторам этого задорного спектакля - драматургу Марку Розовскому, поэту Юрию Ряшенцеву, композитору Максиму Дунаевскому, а также режиссёру-постановщику Александру Товстоногову - удалось по-своему взглянуть на героев и события любимой всеми книги, сказать зрителю нечто новое, что заставляет его как в первый раз переживать все перипетии знакомого сюжета. Секрет заключается в том, что всем известные герои романа А. Дюма, их характеры, поведение, мотивировки поступков в спектакле были максимально приближены к нашим дням, к психологии современной молодежи, её духовным запросам. Этому способствовала яркая музыка Максима Дунаевского, сыгравшая в спектакле одну из главных ролей. М. Дунаевский, постоянно пишущий музыку для театра, умеет увлечь зрителя или слушателя своим собственным отношением к драматургическому материалу. Вот и в «Трех мушкетерах» романтически возвышенный симфонический фрагмент и незатейливая песенка являются выразительными средствами, которыми пользуется композитор для расстановки нужных смысловых и эмоциональных акцентов, уверенно ведя нас за своим прочтением романа. В музыкальной стилистике спектакля важное место занимают современные песенные интонации, которые делают героев произведения близкими молодежной аудитории. Так Д Артаньян из супермена, каким его трактует западное кино, превратился в реального, земного парня, обладающего наряду с отвагой и благородством еще и обычными человеческими слабостями. Явный комедийный элемент, идущий от ироничности авторов по отношению к дворцовым интригам, конечно же, наивным с точки зрения политических коллизий XX века, перемежаясь с искренней романтичностью, еще больше подчеркивает современную направленность спектакля. Дальнейшая жизнь этого мюзикла еще больше подтверждает правомерность новой версии «Трех мушкетеров». Спектакль в расширенной музыкальной редакции ставится на сценах многих музыкальных театров нашей страны и за рубежом, и везде ему сопутствует успех. В 1978 году та же авторская группа вместе с кинорежиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем создаёт трёхсерийный телефильм «Д'Артаньян и три мушкетёра». Безусловно, и в фильме также главенствующая роль принадлежит музыке, частично знакомой нам по спектаклю, но в большей своей части написанной заново. Многие песни с остроумными стихами Ю. Ряшенцева быстро приобрели широкую популярность. На этих двух дисках записаны все лучшие музыкальные номера и песни из спектакля и телефильма. Инсценировку для этого альбома сделал режиссер Марк Айзенберг. Удачный драматургический приём инсценировщика (рассказ самого Д'Артаньяна о своей молодости и приключениях) позволил включить в альбом песни и музыкальные номера, которые по разным причинам не были использованы ни в театре, ни в кино. Так что слушателей, помимо встречи с уже известной музыкой М. Дунаевского, ожидает ряд сюрпризов. Я не сомневаюсь, что сочная и образная музыка «Трёх мушкетёров» порадует слушателей выразительными мелодиями, органично сочетающимися с острой ритмикой и современной аранжировкой, которая не является самоцелью, а верно служит раскрытию содержания. Вместе с известными, популярными артистами М. Боярским, Л. Гурченко, Ж. Рождественской, Л. Серебренниковым, П. Бабаковым, Г. Трофимовым в фильме поют пока малоизвестные, но многообещающие исполнители. Их объединяет в одну «мушкетерскую компанию» редко встречающееся синтетическое дарование - музыкально-драматическое. Поэтому все партии, порой весьма трудные в вокальном и актёрском планах, исполнены отлично. Очень большой объем студийной работы проделал вокально-инструментальный ансамбль «Фестиваль», организованный в 1978 году. Благодаря тому, что почти каждый исполнитель этого небольшого коллектива владеет несколькими инструментами, создается богатое звучание, выгодно отличающееся от звучания стандартных ВИА и порой достигающее оркестрального. Естественно, окончательную оценку всей этой работы дадут слушатели и любители грамзаписи. Как всегда, последнее слово за ними. Но один, главный вывод уже можно сделать вполне определенно: Д'Артаньян и три мушкетера продолжают полнокровно жить и сегодня, заражая всех нас своей искрометной энергией и оптимизмом ! - Марк Фрадкин -