Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по одноимённой сказке немецкого писателя Вильгельма Гауфа.
Карлик Нос (нем.: Der Zwerg Nase) - Сказка, 1826 год; цикл «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» / Другие названия: Карлик-Нос; Карлик "Нос"
Злая колдунья превратила сына торговки в уродливого карлика и потребовала выкуп - заменить сердце мальчика на каменное. Ну а коль не согласится - будет служить он ей вечные времена. Долгие годы мальчик искал способ вернуть себе облик, но только знакомство с Гусыней даст ему ключ к разгадке.
Вильгельм Гауф (нем.: Wilhelm Hauff), (29.11.1802, г. Штутгарт, Герцогство Вюртемберг - 18.11.1827г., г. Штутгарт, Королевство Вюртемберг) - немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе, доктор философии и теологии.
______________________
Действующие лица и исполнители:
рассказчик / взрослый Яков - Всеволод Н. Соболев;
Яков - Зоя В. Пыльнова;
Ханна - Ольга А. Широкова;
Фридрих - Владимир В. Матюхин;
Колдунья - Татьяна С. Лукьянова;
Брадобрей / Герцог - Юрий Н. Смирнов;
Смотритель замка - Владимир Кондратьев;
Начальник кухни - Игорь А. Петров;
Гусыня Мими - Мария В. Полицеймако.
Перевод - Ирина С. Татаринова, Михаил А. Салье.
Инсценировка - Сергей Василевский.
Редактор - Ирина И. Якушенко.
Режиссёр (радио) - Сергей Василевский.
Звукорежиссёр - Вадим Н. Иванов.
текст песен - Валентин Д. Берестов.
Композитор - Юрий М. Буцко.
Инструментальный ансамбль п/у А. Корнеева.
Иллюстрации:
Wilhelm Hauff
P. S.:
«Он не изведал осени, но уже его весна даёт понять, какие плоды принесла бы осень» - тек сказал об известном немецком сказочника Вильгельме Гауфе (1802-1827) его соотечественник, поэт Л. Уланд. Примерно за четыре года творчества Гауф успел написать три сборника сказок (последний, третий, вышел уже после его смерти), стихи, новеллы, первый немецкий исторический роман «Лихтенштейн», сотрудничал в газетах, журналах. Гауф родился 29 ноября 1602 года в Штутгарте е семье чиновника. Когда мальчику было 9-ть лет, его отец умер, и мать с детьми переехала в университетский город Тюбинген. Здесь, в дома деда прошли юные годы Гауфа. Мальчик часами пропадал в дедовской библиотеке, где в огромных темных шкафах хранились тяжелые фолианты. Каких книг здесь только не было: от старинных народных сказаний до модных в то время рыцарских романов! А вечерами Вильгельм с упоением рассказывал своим маленьким сестрам о гномах, ростом в три ступни, одетых в красные чулки, про злых великанов, фей, про туфли-скороходы и волшебную палочку, указывающую, где зарыто золото и серебро. И конечно, вымысел в этих увлекательных историях нередко переплетался с прочитанным. Так зародился у Гауфа дар рассказчика, дар сочинителя. Позже, я 1824 году, окончив богословский факультет университета, Вильгельм стал домашним учителем в доме барона Хюгеля. Здесь, у барона Хюгеля, председателя Вюртембергского военного совета, собирались лучшие представители тогдашней интеллигенции. И когда заканчивались бурные споры о Наполеоне, о событиях в Германии и во Франции, наступал час Гауфа. Голос Вильгельма звучал, как волшебный инструмент. Одна история сменила другую...
Но ни одна из этих фантазий еще не была занесена на бумагу. Казалось, юноша и не думал этого делать. Он радовался, сам получая удовольствие от этих сказочных экспромтов, от самого процесса рассказывания. Но вот однажды супруга Хюгеля посоветовала Гауфу записывать свои устные рассказы. А помочь опубликовать первые опыты своего подопечного она попросила родственника, известного издателя произведений Гете и Шиллера. Так Гауф взялся за перо. И, словно, чувствуя, что судьба отпустила ему слишком мало времени, он работал, стараясь не потерять ни одной минуты. Многое надо было успеть: не только написать, но и увидеть, узнать. Впервые выехав из Вюртемберга, двадцатичетырехлетний Гауф едет в Берлин, Дрезден, путешествует по Бельгии, Голландии, Франции. По возвращении на родину он задумывает исторический роман о восстании тирольцев против Наполеона, но закончить его писателю не привелось: 18 ноября 1827 года он умер. Не всё, написанное Гауфом, равнозначно по художественным достоинствам. Он умер слишком рано - двадцати пяти лет - и во многом не успел разобраться. Любя свою родину, он слепо верил в ее величие и справедливость ее деяний. Ложные идеи легли в основу его исторических романов. лучшим и ценным из его литературного наследия были и остаются сказки. Не думая об оригинальности, не завидуя славе своих современников, братьев Гримм, Гауф писал, как рассказывал. Не стесняя своей Фантазии, увлекаясь, как будто видел перед собой горящие глаза маленьких, да и больших слушателей.
Герои его сказок принадлежат к так называемым «вечным» сюжетам. В древних легендах Германии и других стран, в причудливых арабских сказках находил Гауф своих героев. Только этим героям он давал новую жизнь, полную острых, захватывающих приключений, отправляя их в рискованные, заманчивые путешествия.
Сейчас вы услышите одну из наиболее известных сказок Гауфа - «Карлик Нос». Она словно пропитана восхитительными запахами кухни, ароматом кореньев, пирогов.
Вот аккуратная Ханна (мать Якова) сидит на рынке возле корзин, в которых красуются ранние груши и овощи... Вот сбежали по лестнице морские свинки и белки — вместо башмаков у них ореховые скорлупки... Гауф - умелый рассказчик. Сплетая реальность и выдумку, он создает картины яркие и зримые. Сейчас и нас захватит в свой волшебный плен сказка Гауфа. И вы очень скоро поймете, что за внешним Уродством Карлика Носа скрывается очень доброе сердце.