Рахманов Л. - Беспокойная старость - (исп.: Г.Товстоногов, С.Юрский, Э.Попова, О.Басилашвили, М.Волков, Вс.Кузнецов, М.Призван-Соколова, Т.Иванова, и др.), (часть 3-я из 3-х), (Зап.: 1976г.)

 
Радиокомпозиция спектакля Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького по одноимённой пьесе советского драматурга Леонида Рахманова в постановке Георгия Товстоногова. Премьера спектакля состоялась на сцене театра «10» апреля 1970 года.

«Беспокойная старость» - Пьеса, (год написания: 1937)

Осень 1917 года. Петроград. Самый разгар революции. Большевики приходят к власти. Студенты увлечены политикой и им не до учёбы. Большинство преподавателей и учёных с презрением и опаской относятся к новой власти и её действиям. Но главный герой, пожилой профессор Дмитрий Илларионович Полежаев, сумел понять и принять революцию...

Леонид Николаевич Рахманов (15 [28] февраля 1908г., г. Котельнич, Вятская губ. - 24 апреля 1988г., г. Ленинград) - советский писатель, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Член Союза писателей СССР. Родился в семье земского дорожного техника. В 1924 году окончил среднюю школу, а через некоторое время переехал в Ленинград, где прожил всю жизнь. Работал на Волховстрое. В 1926-1928 гг. учился в Ленинградском Электротехническом институте. В 1927 году начал публиковать первые рассказы из студенческой жизни. В 1929 году первая повесть Рахманова — «Полнеба», была опубликована в ленинградском журнале «Звезда». Автор повестей - «Племенной бог» (1931), «Базиль» (1933), «Умный мальчик» (1934). В 1936 году Рахманов написал сценарий фильма «Депутат Балтики» (1936), принёсший ему широкую известность. В 1937 году Рахманов написал пьесу «Беспокойная старость», которая была поставлена в более чем 400 театрах Советского Союза. Во время финской компании 1939-1940 гг. и в начале Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. В 1945 году Рахмановых была издана пьеса «Окно в лесу». В последующие годы Рахмановым были опубликованы - повести «Кто с мечом войдет» (1953, «Камень, кинутый в тихий пруд» (1964), «Домик на болоте» (1959, в соавторстве с Евгением Рыссом), пьеса «Даунский отшельник» (1944). Рахманов также автор киносценариев - «Михайло Ломоносов» (1954) и «Явление Венеры» (1961).
________________________

Действующие лица и исполнители:
ведущий - Георгий А. Товстоногов;
Дмитрий Илларионович Полежаев, профессор - Сергей Ю. Юрский;
Мария Львовна, его жена - Эмма А. Попова;
Михаил Макарович Бочаров, студент - Олег В. Басилашвили;
Викентий Михайлович Воробьёв - Михаил Д. Волков;
Куприянов, матрос, начальник патруля - Всеволод А. Кузнецов;
кухарка - Мария А. Призван-Соколова;
студентка - Татьяна Н. Иванова;
студент - Геннадий П. Богачёв;
доктор - Михаил В. Данилов.

Постановка (театр) - Георгий А. Товстоногов.
Режиссёр (театр) - Роза А. Сирота.
Редактор - Екатерина Г. Дыховичная.

Иллюстрации:
Л.Рахманов
Э.Попова (в роли Марии Львовны) и С. Юрский (в роли Полежаева)
С.Юрский (в роли Полежаева)

P. S.:

Оксана Коренева. Из статьи «Времена меняются...» - Театральная жизнь №13, 1970 -
«...Профессор Полежаев Сергея Юрского прежде всего учёный. Наука заполняет всю его жизнь. И именно через науку понимает и принимает он революцию. Как учёный, познавший глубоко законы жизни природы и общества, знает и понимает он необходимость и прогрессивность свершившегося исторического переворота. В той же своей рецензии С. Цимбал пишет: «Юрский идет к роли своим собственным путем.., потому что играет эту роль в другие времена и решает в ней иные задачи, чем те, которые могли и должны были решаться три с половиной десятилетия назад». Что ж, мы снова согласны: времена меняются, и мы меняемся с ними. Ни многоголосья революционных митингов, ни кинонаплывов, иллюстрирующих, дополняющих хроникальными кадрами события пьесы, ни большого количества народу нет в спектакле Георгия Товстоногова и Розы Сироты. Напротив, несколько массивных дубовых дверей, стоящих на разных планах сценического пространства (художник Б. Локтин), вроде бы подчеркивают камерность спектакля. Но лишь - вроде бы... Эти массивные двери не скрывают, а напротив, предоставляют нам возможность видеть все происходящее в этом доме - даже тайное тайных - рождение мысли ученого. Эти двери соединяют его мир с большим миром, сквозные стены дома пропускают и впитывают в себя дыхание времени, изменяющего этот мир. Заставки, которыми режиссер обозначает время, очень точны в своей почти жанровой конкретности. Канун революции. Империалистическая война в разгаре. Вдоль сумрачного ряда домов торопливо уходит от слежки студент Миша Бочаров (О. Басилашвили), захлопывается за ним массивная дубовая дверь. А филер, аккуратно стерев со столбика пыль, прислоняется к нему, приготовившись к долгому ожиданию… И снова заставка перед следующей сценой. Снова конкретная социальная зарисовка. Революции нужен хлеб. И режиссер выносит на сцену рассказ Воробьёва о том, как расстрелял мародера матросский патруль. Революция придет в дом Полежаева тоже конкретно - в образе матроса Куприянова. И бесцеремонная властность его, диктуемая временем и обстановкой, встретит спокойное достоинство старого человека, который никому не может простить проявления грубости, беспардонности и невежества. Режиссер и актер убирают все нотки благостности, умилённости в характере своего героя. Бескомпромиссность в мыслях, в любом поступке. Полная человеческого достоинства бескомпромиссность, которая идет только от его натуры. В наше время, когда высшую математику изучают в начальной школе, а шестилетние дети с полной осведомленностью о предмете спорят - сколько информационных программ было на запущенном в космос корабле, в наше время, когда многое решается точной наукой, проверяется и подчиняется расчету, образ человека, познавшего законы жизни и природы, и человека, принимающего революцию через науку, очень интересен. Правда, этот профессор Полежаев менее открыт, менее широк, менее демократичен в своих привычках и манере общения с людьми, чем Полежаев Черкасова. В нем больше петербургской респектабельности, замкнутости. Мы немало перечитали описаний внешности стариков, чьи головы убелены сединами, а глаза горят молодым юношеским огнем. Глаза Полежаева Юрского - глаза очень старого мудрого человека, как бы выцвели от времени. В глубине их рожденное временем и опытом спокойствие, сосредоточенность мысли и печаль, рожденная ощущением краткости отпущенного ему земного срока. И эта печаль будет сквозить в голосе профессора Полежаева, говорящего напутственное слово матросам, уходящим на фронт. Печаль потому, что слова эти и прощальные. (Кстати, нельзя не заметить следующего: Сергей Юрский, интересно и сложно постигший своего героя несколько однообразен в применении интонаций, которые скорее характеризовали бы, скажем, южанина, нежели старого петербуржца, русского интеллигента-профессора). Говоря об этом спектакле, нельзя не сказать о замечательной работе Эммы Поповой в роли Марии Львовны. Изящество внешнего облика, благородная простота и искренность в выражении чувств, непосредственность, беспокойные движения сердца делают ее личностью, равной профессору Полежаеву. Люди, прожившие вместе очень долго, они стали неразделимы, у них общие привычки, вкусы, даже чувство юмора у них одно и то же. И в то же время, поклоняясь мужу, восхищаясь им, Мария Львовна Поповой, - индивидуальность яркая, своеобразная. На склоне лет узнали мы этих людей. Взглянули на небольшую, последнюю часть их жизни и поняли всю её - честную, строгую жизнь русских интеллигентов. В финале спектакля уходят от нас две фигуры стариков - уходят, удаляясь в кажущуюся бесконечной глубину сцены, уходят в небытие. И в правдивой жестокости этого режиссёрского знака - напоминание каждому о его долге перед жизнью.»