Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» из серии «Страницы русской поэзии XVIII - XX в.в.» - Стихи русских поэтов Валерия Брюсова и Константина Бальмонта читают Вадим Маратов, Александр Кутепов и Иннокентий Смоктуновский.
- Валерий Брюсов -
- (1) - «Сонет к форме» - В. Маратов
- (2) - «В прошлом» - А. Кутепов
- (3) - «Люцифер» - И. Смоктуновский
- (4) - «Халдейский пастух» - В. Маратов
- (5) - «Психея» - А. Кутепов
- (6) - «Старый викинг» - И. Смоктуновский
- (7) - «По улицам узким» - В. Маратов
- (8) - «Конь блед» - И. Смоктуновский
- (9) - «К счастливым» - А. Кутепов
- (10) - «На сухой осине» - В. Маратов
- (11) - «Жизнь» - Александр Кутепов
- (12) - «Третья осень» - И. Смоктуновский
- (13) - «Мир электрона» - В. Маратов
- Константин Бальмонт -
- (1) - «Грусть» - В. Маратов
- (2) - «Я в этот мир пришёл» - В. Маратов
- (3) - «В глухие дни» - А. Кутепов
- (4) - «Я откроюсь тебе» - И. Смоктуновский
- (5) - «Вершины» - В. Маратов
- (6) - «Маленький султан» - А. Кутепов
- (7) - «Я - изысканность» - В. Маратов
- (8) - «Безглагольность» - А. Кутепов
- (9) - «Тише, тише» - В. Маратов
- (10) - «Старый дом» - А. Кутепов
- (11) - «Боже мой, о Боже мой» - И. Смоктуновский
- (12) - «Кто визжит, скулит и плачет» - И. Смоктуновский
- (13) - «Осень» - А. Кутепов
- (14) - «Капля» - А. Кутепов
- (15) - «Лишь с ней» - В. Маратов
Валерий Яковлевич Брюсов (1 [13] декабря 1873г., г. Москва - 9 октября 1924г., г. Москва) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Константин Дмитриевич Бальмонт (3 [15] июня 1867, дер. Гумнищи, Владимирская губ. - 23 декабря 1942г., г. Нуази-ле-Гран, Франция) - поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (У. Блейк, Э. По, П. Б. Шелли, О. Уайльд, Г. Гауптман, Ш. Бодлер, Г. Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия). Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.
Составитель - С. Гиндин.
Режиссёр записи - Александр Николаев.
Звукорежиссёр - А. Самовер.
Редактор - Татьяна Тарновская.
Иллюстрации:
В.Брюсов
К.Бальмонт
P. S.:
В литературном наследии Валерия Яковлевича Врюсова (1873-1924) - стихи и художественная проза, драмы и переводы, исследования по теории и истории литературы и критические статьи. Но в историю литературы он вошёл прежде всего как поэт, который наряду с А. Блоком вывел русскую поэзию из застоя конца XIX века и впоследствии стал одним из главных зачинателей советской поэзии. Рельефная выпуклость образов, стройная завершенность композиции стихотворений и циклов, энциклопедическое разнообразие тем. свободное владение напевным и декламационным стихом, высокий гуманистический пафос и тонкий интеллектуализм сделали Брюсова учителем многих советских поэтов. Брюсов родился в московской купеческой семье. Был воспитан в духе материализма и демократизма. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Литературную деятельность начал с сознательного подражания западноевропейским декадентам, прививая русскому стиху их формальные достижения. В книгах «Шедевры» (1895), «Это - я» (1897), «Третья стража» (1900). «Граду и миру» (1903) определяется собственное поэтическое лицо Брюсова - первого русского певца города, поэта-ученого, эмоционально переживающего исторические сдвиги, гибель и преемственную связь древних культур, поэта-актёра, способного к перевоплощению в любого персонажа древности. Длинной вереницей по всему творчеству Брюсова проходят «любимцы веков» - мифологические герои, литературные типы, исторические деятели, заставляя читателя сопереживать им в их страстях и подвигах, бедах и открытиях, чувствовать их связь с настоящим. Наряду с великими в этой галерее и народные типы (например, халдейский пастух), олицетворяющие собой мудрость как целостный опыт поколений. Напряженные размышления о судьбах человечества приводят Брюсова к выводу о неизбежности революции и гибели буржуазного общества. В первые годы XX века Брюсов уже признанный поэт, вождь русских модернистов. Он активно участвует в работе издательства символистов «Скорпион», редактирует журнал «Весы». Однако его поэзия и философия не укладывались в эстетические рамки символизма с его поисками мистического, божественного смысла в явлениях жизни. Брюсов - поэт самой реальной действительности. В годы первой русской революции он разрывает свою связь с символистами. В книге «Венок» (1906) историко-мифологические образы сочетаются с революционными мотивами, с обращением к современности. Неясно представляя себе созидательные задачи революции, поэт, однако, пророчески писал о счастливых будущих поколениях, которые «сверх меры» вкусят «свободу, равенство, братство». К числу шедевров поэтического искусства Брюсова этого периода относится небольшая лирическая поэма «Конь блед», написанная под впечатлением несчастного случая, произошедшего на глазах поэта в Париже. Используя библейский (из «Апокалипсиса») образ смерти - всадника на белом коне, - Брюсов ярко описывает агонию капиталистического «города Будущего», являющего собой «воплотившийся в земные формы бред». В годы реакции Брюсов не теряет веры в конечную победу революции. Его стихи этой поры проникнуты духом жизнеутверждення, они прославляют героический труд и отвагу, неутомимые искания, всепроникающий разум и дерзостные мечты Человека. В предвоенные годы в стихах Брюсова нередки мотивы усталости и одиночества. Но как литературный критик он активно призывает поэтов к философскому осмыслению политической жизни своего времени. В годы первой мировой войны он сближается с Максимом Горьким, сотрудничает с ним, увлеченно изучает историю и литературу Армении, ездит на фронт, в качестве военного корреспондента. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию и в 1920 году вступив в ряды Коммунистической партии, Брюсов много работал в Наркомпросе, в Государственном Издательстве, в Главпрофобре, читал лекции в Московском университете, в организованном им самим Высшем литературно-художественном институте. В творчестве послеоктябрьского периода Брюсов стремился к глубокому историческому осмыслению революции, к философско-поэтическому освоению открытий естественных наук, искал новые языковые и стиховые формы для изображения процесса социалистического переустройства мира. Творческий путь Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) был столь же неровным, как и его характер. Многое в его огромном поэтическом наследии, идущее от декадентства и неспособности к критическому осознанию своих творческих удач и поражений, представляет только историко-литературный интерес. Но у Бальмонта был редкостный дар непосредственного переживания стихийных явлений природы и состояний души. Свежесть лирического чувства, неподдельная грусть, женственная нежность лучших стихотворений Бальмонта - всегда музыкальных, звучных, искусно рифмованных - чарующе действуют на нынешних ценителей лирики, так же, как они действовали на современников поэта. Бальмонт родился в деревне Гумнищи Владимировской губернии в дворянской семье. За участие в студенческом революционном кружке был исключен из Московского yнивepcитeтa где обучался на юридическом факультете. Первые его стихи, навеянные народнической поэзией, были проникнуты гражданской скорбью и самоотречением. Зрелый Бальмонт - один из ведущих представителей русского символизма, поэзии намеков и недомолвок, оттенков и полутонов. Вместе с тем Бальмонт - единственный в русской поэзии лирик (если не считать А. Фета), преимущественным творческим методом которого был импрессионизм, то есть уловление мимолетных впечатлений от незаурядных, как правило, явлений жизни и яркое, красочное, страстное воспроизведение их. Лирический герой лучших сборников Бальмонта («Горящие здания», 1900; «Будем как солнце», 1903; «Только любовь», 1904) охвачен острым чувством полноты бытия. Но внутренний мир его раздроблен: or то вбирает в себя всю природу, то отворачивается от нее и погружается в глубины собственной души, то вдохновенно утверждает себя, то страдает от своего эгоцентризма. Он хочет оправдать весь мир со всём, что в нём есть прекрасного и уродливого, и не может удержаться от обличения мира (прежде всего мира города).
В 1901 году после публичного прочтения сильного антиправительственного стихотворения «Маленький султан» Бальмонт был выслан из Петербурга и вскоре уехал за границу, где пробыл с перерывами до 1913 года, совершив в этот период несколько кругосветных путешествий. В революционный 1905 год он несколько месяцев находился в Москве, писал стихи, обличающие самодержавие и прославляющие рабочих, сотрудничал в большевистской газете «Новая жизнь», участвовал в декабрьском вооруженном восстании. Но увлечение Бальмонта романтикой освободительной борьбы было недолгим. Октябрьскую революцию он не принял, считая, что пролетарская диктатура несет с собой подавление личности и чистое разрушение вместо преобразования. Это привело его к разрыву с родиной. В 1920 году он уехал в заграничную командировку, из которой не вернулся. Тоска по родине, одиночество и нищенское существование довели поэта до тяжелой душевной болезни, длившейся десять лет. Стихи Бальмонта после 1905 года отличаются многословием, вычурной красивостью, чрезмерной экзотикой, дешевыми стилизациями под фольклор, словесным шаманством н поэтому не представляют особенного интереса. Только изредка в них прорывается искренний возглас измученной души поэта. - А. Николаев -