Тургенев И. - Лес и степь - (исп.: Дмитрий Журавлёв), (Зап.: 1972г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Рассказы Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника».

«Лес и степь» - Рассказ, 1849 год; цикл «Записки охотника»

Автор рассказывает какое эстетическое наслаждение получает охотник от окружающей природы, как она красива, как очаровывает рассветами и закатами, лесами и полями...
____________________

Дмитрий Николаевич Журавлёв (11 (24) октября 1900г., с. Алексеевка, Змиевской уезд, Харьковская губ. - 01.07.1991г., г. Москва) - советский российский актёр, артист эстрады, мастер художественного слова (чтец), режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии II степени (1949).

Иллюстрации:
Д,Журавлёв
И.Тургенев

P. S.:

Рассказы из «Записок охотника» И.С. Тургенева - яркая страница «антологии русской звучащей прозы», которой является искусство мастера художественного чтения, народного артиста РСФСР Дмитрия Николаевича Журавлёва. Все мы эти рассказы читали, но, слушая Д. И. Журавлёва, вдруг открываем для себя неведомый до сих пор мир поэзии, красоты, острых психологических зарисовок и глубоких социальных конфликтов... Вступает в силу магия звучащей литературы: знакомые картины, образы, пропущенные через ум, воображение, артиста, насыщенные его чувствами, оценками, получают вторую жизнь. Все, чего мы не заметили раньше, подмеченное острым взглядом мастера и выявленное в звуке, останавливает, поражает нас. К тургеневским «Запискам охотника» Д.Н. Журавлёв обратился впервые в середине 1930-х гг.. В то время (он был тогда молодым артистом театра им. Евг. Вахтангова и только начал создавать свои концертные программы) им был исполнен рассказ «Певцы». Рассказ этот навсегда остался в репертуаре Журавлёва. В 1949 году с эстрады прозвучали «Пётр Петрович Каратаев» и «Ермолай и мельничиха». В 1968 году для Всесоюзного радио были сделаны записи рассказов «Стучит» и «Лес и степь». В исполнении Д.Н. Журавлёва рассказы эти как нельзя лучше подтверждают один из важных принципов творчества артиста: к каждому произведению одного и того же автора надо «подбирать спой ключик», потому что писатель в каждом произведении всё тот же и уже иной. Даже если между написанным почти нет временного разрыва. Неуловимо меняются авторская манера, оттенки повествования, и за ними идет Журавлёв - мастер литературы звучащей, умеющий тонко проникать в литературную ткань, гибкой интонацией выражать любые намерения писателя. Целая галерея портретов, характеров, разработанных психологически глубоко, разнообразно, жанрово-сочно, проходит перед нами. Объёмны, стереоскопичны картины природы: выявлена и звуке каждая малейшая деталь, каждый штрих. Это сообщает неспешному повествованию такое богатство полутонов, оттенков, что они создают едва ли ни главную прелесть того, что мы слышим. В звучащем слове особенно ощущается поэтичность, музыкальность прозы Тургенева. Музыкальны отдельные фразы с их ненавязчивой и скромно выявленной артистом звукописью. Музыкально сочетание эпизодов, композиционное построение. Мы слышим, как каждый раз четко, хоть и по-разному, бывает намечена главная тема рассказа, как переплетается она с темами второстепенными. Как гармонично, в едином аккорде, сливаются лирика, жанр, пейзаж или же как резко они контрастируют, даже диссонируют, подчиненные намерению автора и исполнителя. Навсегда запоминаются нам герои, даже едва очерченные автором. С Ермолаем в рассказе «Стучит» мы встречаемся, как будто со старым знакомым, и мягкий юмор автора радует нас и разделяется нами с полным пониманием. Где-то, кажется нам, видели мы воочию и Филофея, так он достоверен, так точно найден, словно подсмотрел его артист, как и Ермолая, ещё в дни своего детства в родном селе Алексеевка. Подлинность героев радует, разнообразие деталей поражает.
С каким огромным диапазоном чувств, темперамента артиста, с каким богатством его внутреннего мира, бесчисленными оттенками его звуковой палитры мы встречаемся !
Лиричность «Певцов» (конечно, речь идет об основном колорите !)... Яшка Турок, трепетный, талантливый, самобытный. Его пение и образ белой чайки, раскрывающей крылья навстречу простору моря,- всё это как бы рифмуется внутренне, сочетается музыкально с бледным ночным небом в финале рассказа и замирающим в вечернем воздухе криком «Антропка-а-а»... Глубокий трагизм «Петра Петровича Каратаева», где повесть о любви помещика к чужой крепостной, крушение жизни, крушение личности раскрыты артистом с такой простотой и такой душевной обнаженностью, таким тонким психологизмом, которые характерны для вершин реалистического искусства. Скрытый драматизм «Ермолая и мельничихи», этого «полифонического» рассказа, где в чудном сочетании звучат темы природы, её совершенства и дисгармонии человеческих отношений... Всё это подвластно артисту, как и многое другое. Прислушайтесь, как бытовая сочность характеров, возникающая даже в кратких диалогах, в рассказе «Стучит» сочетается с былинной красотой, какой-то особой напевностью, размахом в изображении природы: «...уж очень красивыми местами нам приходилось ехать. То были раздольные, пространные, поёмные, травянистые луга, со множеством небольших лужаек, озёрец, ручейков, заводей, заросших по концам ивняком и лозами, прямо русские, русским людом любимые места, подобные тем, куда езживали богатыри наших древних былин стрелять белых лебедей и серых утиц». Эти характеры, эти картины оставляют в нас музыкальный отзвук красотой произнесенных фраз, чуткостью переходов, звучностью языка. И при этом не теряется сюжет рассказа, который заострен, напряжен предельно... А эпическая неспешность, подробность смены времен года в рассказе «Лес и степь»! Казалось бы, рассказ этот лишен событий в обычном понимании этого слова и в то же время наполнен событиями. Движение рассказа определяют перемены, происходящие в природе. Напряженная память писателя так остро пробуждает наши воспоминания, наш жизненный опыт, ассоциации... И мы не можем оторваться от знакомых картин родной природы, от этой своеобразной симфонии звуков, запахом, красок. Мы снова и снова, точно завороженные, смотрим на родную природу, слушаем ее и удивляемся ее красоте, и гордимся ею. Недаром в едином творческом ансамбле тут предстают перед нами величайший певец русской природы И. С. Тургенев и непревзойденный мастер пейзажа, созданного средствами звучащего слова. - Д. Журавлёв. - О.М. Интина -