Сказки народов мира - Лошадиная голова - (исп.: В.Дугин, В.Кольцов, Е.Измайлова, М.Синельникова, Е.Райкина, В.Васильева), (Зап.: 1972г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Радиопостановка Всесоюзного радио СССР по мотивам украинской народной сказки.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Вячеслав А. Дугин;
Старик - Виктор Г. Кольцов;
Мачеха - Елена Д. Измайлова;
Бабка / Лошадиная Голова - Мария Д. Синельникова;
Падчерица - Екатерина А. Райкина;
Дочка - В. Васильева.

P. S.:

В самой невероятной выдумке, в небывальщине, которыми полон народный фольклор, можно отыскать истину и даже увидеть пути, по которым идёт здравый смысл и правда народная. Дороги эти непростые. Похожи они на узкую тропинку в тёмном лесу, что выводит путника к свету, к жизни, к людям. Или на бурную реку, уносящую с собой всё наносное и несправедливое. Так и сказки. Добрые, умные, печальные или насмешливые, большие или совсем коротенькие, все они создавались сотнями и даже тысячами лет. Менялся климат, росли города, создавались государства. А народная мудрость не иссякала. Она снова и снова набирала силы, как громадный океан полнится водами рек и ручьёв. Возникшие ещё в глубокой древности, когда и украинцы, и русские, и белорусы носили одно имя - славяне, передававшиеся из поколения в поколение в эпоху Киевской Руси, в былинные времена, пережившие столетия иноземных нашествий, народного угнетения, дождавшиеся счастливых времён освобождения, народные сказки донесли до наших дней сокровище мудрости, юмора, жизнелюбия, гордого достоинства. Каждая новая эпоха добавляла к древним легендам и побасенкам что-то своё, но самый дух сказок оставался неизменен, как неизменна суть вечного спора Правды с Кривдой. Бывали времена, когда, казалось, Кривда совсем уничтожала Правду. Но всегда находились добрые молодцы, отправлявшиеся отвоёвывать Правду, Красоту и Справедливость у жестоких Змеев, у коварных панов. И шли эти сказочные пастушки, Покатигорошки и простаки - люди самые смелые, умные и справедливые - заветными тропами народной мудрости, сострадания, доброты и гнева. И если случалось узнать, что где-то в страшном подземелье горькими слезами обливается красавица сирота, что в некотором царстве-государстве богач обижает бедняка или злая мачеха пытается сжить со свету свою падчерицу, сказка посылала на помощь обиженным своих могучих воинов. Не всё ли равно, кем они были - эти бесстрашные защитники правды ? Богатырями или немощными старцами, птицами, мышами или той самой Лошадиной Головой, о которой ты сегодня ещё услышишь, - главное ведь не в названии, а в том, чем и как могли они помочь хорошим, работящими добрым людям. - М. Бабаева -