Чехов А. - Анна на шее - (исп.: Владимир Чернявский)

 
Фрагмент записи с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Читает Владимир Чернявский.

«Анна на шее» - Рассказ, 1895 год / Впервые - «Русские ведомости», 1895, № 292, 22 октября. Подзаголовок: (Рассказ). Подпись: Антон Чехов.

В своих записках сам Чехов подвёл сюжет рассказа «Анна на шее», тогда ещё не написанного: «Бедная девушка, гимназистка, имеющая 5 братьев мальчиков, выходит за богатого чиновника, к-рый попрекает её каждым куском хлеба, требует послушания, благодарности (осчастливил), издевается над ее роднёй. „Каждый ч-к должен иметь свои обязанности“. Она всё терпит, боится противоречить, чтобы не впасть в прежнюю бедность. Приглашение на бал от начальника. На балу она производит фурор. Важный человек влюбляется в неё, делает любовницей (она обеспечена и теперь). Когда она увидела, что начальство у неё заискивает, что мужу она нужна, то уже говорит дома мужу с презрением: - Подите вы прочь, болван !» Сюжет законченного произведения аналогичен, за исключением того, что Анна там имеет двух братьев. Само название рассказа двусмысленно. Оно связано с орденом Святой Анны и способом его ношения. Муж Анны, Модест Алексеевич, получает по сюжету вторую степень награды, крест, который нужно носить на шее.
______________________

Владимир Степанович Чернявский (30 октября [11 ноября] 1889г., г. Санкт-Петербург - 24 сентября 1948г., г. Ленинград) - русский и советский поэт, драматический актёр, мастер художественного слова. В 1912 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Ещё будучи студентом Чернявский выступал на сценах петербургских театров. Долгие годы дружбы связали Чернявского с Верой Комиссаржевской, Всеволодом Мейерхольдом. Чернявский был одним из ближайших друзей Сергея Есенина петроградского периода его жизни. Есенин называл Владимира Степановича «русским Гамлетом» и посвятил Чернявскому стихотворение «Сельский часослов» (1918). В 1923-1925 гг. - актёр Большого драматического театра, начал работать диктором ленинградского радио, а затем, увлекшись художественным чтением, перешел на концертную эстраду. Стал одним из лучших, широко и до сих пор признанных интерпретаторов А.С. Пушкина, создал по его произведениям четыре программы (в них вошли любовная и философская лирика, главы из «Евгения Онегина», «Медный всадник», «Домик в Коломне», «Выстрел», «Моцарт и Сальери»). С конца 1930-х гг. Чернявский числился в Концертном бюро филармонии. В годы Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Новосибирске, являлся постоянным участником симфонических концертов и сборных филармонических программ. В 1944 году вернулся из эвакуации в Ленинград и последующие годы участвовал в «творческих встречах артистов Филармонии с общественностью Ленинграда». Регулярно выступал в Большом зале филармонии до 1947 года.

Составитель - О. Итина.

Иллюстрации:
В.Чернявский
А.Чехов