монологи
Портрет Ольги Берггольц
в стихах и песнях-балладах
Музыка А. Брицына
Сторона 1 — 15.30
Не утаю от тебя печали...
Читает автор
Я сердце свое никогда не щадила
Предчувствие
А помнишь?
Листопад
Мария Пахоменко, пение
Я так боюсь, что всех, кого люблю…
Читает автор
Сторона 2 — 16.18
И вот в послевоенной тишине…
Читает автор
Прощание
Разлучная
Бабье лето
Другу
Мария Пахоменко, пение
Был долгий труд...
Читает автор
Ответ
Мария Пахоменко, пение
Эстрадно-симфонический оркестр имени В. П. Соловьева-Седого.
Дирижер С. Горковенко
Звукорежиссер В. Динов.
Редактор Е. Щербатова
Художник Л. Панкевич
Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
А я могу любить,
а мне не счесть души моей богатство,
а я затем хочу и буду жить,
чтоб всю ее.
как дань людскому братству,
на жертвенник всемирный положить.
О. БЕРГГОЛЬЦ.
Стук сердца, сумрачные аккорды струнных, светлая мелодия флейты... голос... Кто она — Ольга Берггольц?..
«Феномен Берггольц» — этот термин использовали критики, для которых ее творческий взлет, ее «жестокий расцвет» стали неожиданностью...
Большинство ленинградцев услышали ее впервые в дни блокады...
Почти никто не знал ее в лицо, но все знали ее голос. Знали и ждали встречи. Многие вспомнают ее голос со слезами благодарности. Это не преувеличение: им голос Берггольц помог выжить в блокадную зиму. Выжить, обрести надежду и — победить... Голос Берггольц... Он навечно соединился с гранитной стеной Пискаревского мемориала. Он остался в памяти тысяч ленинградцев.
Кто она? — Святая, «ленинградская мадонна?» Нет. Она — обыкновенная женщина. Обыкновенная... и необыкновенная.
Необыкновенная, потому что воспитала ее необыкновенная эпоха, потому что с детства оказалась она причастной к героическим будням народа и не смогла не быть причастной к страданиям его и подвигу. И в голосе ее воплотились голоса, мысли, чувства тысяч советских женщин, нежных, любящих, гневных, непримиримых, бесстрашных женщин-воительниц, жертвующих самым дорогим — детьми своими и любимыми во имя Родины. Этот голос прозвучит сегодня в вашем доме... И отзовется ему голос другой женщины, для которой поэзия Берггольц стала незабываемым впечатлением блокадного детства...
Мария Пахоменко. Заслуженная артистке РСФСР. Для певицы работа над циклом песен-баллад на стихи О. Берггольц стала естественным продолжением предыдущей деятельности. Всегда в ее репертуаре были задушевные песни, песни-монологи, песни-исповеди, близкие русскому народному песенному творчеству. Многие композиторы, уловив особенности голоса артистки, неброской, лишенной внеш¬них эффектов манеры исполнения, предлагали ей песни в народном стиле и находили в лице Марии Пахоменко не просто талантливого — естественного интерпретатора. Сегодня репертуар певицы — целый пласт советской эстрадной песни, использующей самые современные музыкальные достижения и неразрывно связанной с народной песенной традицией. В этом смысле творчество О. Берггольц, в котором каждое стихотворение — страстный, исповедальный монолог (вокальный цикл и пластинка не случайно названы — «Монологи»), а народность образов, интонаций, форм очевидны, не могло не привлечь внимания артистки. И в то же время для работы над циклом песен-баллад M. Пахоменко потребовалось — без преувеличения — творческое мужество. Дело не только в работе над произведением .крупной формы, что само по себе — качественный скачок в исполнительстве. Постичь величие и простоту удивительной поэзии удивительной жизни, пропустить их через свое сердце, донести до слушателя — такова была задача певицы. Голос Пахоменко должен был прозвучать рядом с голосом Берггольц! И, наверное, самым большим достижением артистки стало то, что в попытке интерпретировать большую поэзию она осталась самой собой, не пытаясь «перевоплотиться», находя свои, свойственные лишь ей краски, средства выражения. Музыка, философски углубленная в оркестровых фрагментах, лирическая, романтически приподнятая в вокальных номерах, помогла ей в этом...
Александр Брицын. Композитор, лауреат премии Ленинградской комсомольской организации.
Творческий багаж композитора значителен: опера, симфонические произведения, музыка к кинофильмам, эстрадные песни...
Работа над циклом на стихи О. Берггольц стала и для А. Брицыиа творческим экспериментом. В цикле он пользуется симфоническими приемам и, умело сочетая их с камерными, песенными эпизодами, создавая единый ток поэзии и музыки. Автор сознательно не использует в цикле стихи Берггольц о войне. Война — за кадром. Но Эпоха, великие события, великие страдания и свершения чувствуются за каждой строкой, каждым образом этих удивительных песен-баллад. Личное, чисто женское неразрывно связано с общенародным. Именно эту сторону творчества О. Берггольц, ее душевную щедрость, открытость ее сердца подчеркивают и композитор, и певица.
Стук сердца, сумрачные аккорды струнных, свет¬лая мелодия флейты... голос Берггольц...
А. Аристов