Нагибин Ю. - Воробьи под крышей. - Сон о Тютчеве. - (исп.: Юрий Каюров, Вадим Маратов), (Зап.: 1982г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Юрий Нагибин. Творческий портрет.

- (1) - Воробьи под крышей - Рассказ - (читает Юрий Каюров)
«...сейчас я хотел писать от первого лица, от Я, своего собственного, а не условного Я. Не рассказ - быль, подлинный случай, как мы зашли с женой в плохонький рыбный ресторанчик на Чистых прудах, на самом берегу водоёма...»

- (2) - Сон о Тютчеве - Рассказ - (читает Вадим Маратов)
Вечернее размышление о творческом величии и грозной силе любви на прогулке накануне священной для Тютчева даты встречи с Еленой Денисьевой.

Юрий Маркович Нагибин (03.04.1920г., г. Москва - 17.06.1994г., г. Москва) - советский и русский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Будущий писатель учился в московской средней школе №311 в Лобковском переулке (позднее - улица Макаренко). В 1938 году Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны. В 1940 году опубликовал первый рассказ. Нагибин после начала войны был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года - инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года - старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел его первый сборник рассказов. В 1960-х гг. читал лекции слушателям Высших сценарных курсов. Член редколлегии журналов «Знамя» (1955-1965), «Наш современник» (1966-1981). С 1975 года член правления Союза писателей РСФСР, а с 1981 года член правления Союза писателей СССР. Заслуженный работник культуры Польской Народной Республики. Читал лекции в ряде университетов в США. Последние годы Нагибин с женой Аллой Григорьевной жили в Италии.
_________________________

- (1) - Юрий Иванович Каюров (род.: 30.09.1927г., г. Череповец) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1983) и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1984).

- (2) - Вадим Казимирович Маратов (11.03.1935г., г. Москва - 25.02.1995г., г. Москва) - советский и российский актёр, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1982). В 1959 году окончил Театральное училище им. Б.Щукина (педагоги: Ю.Катин-Ярцев, Я.Смоленский, В.Шлезингер, И.Раппопорт, А.Ремизова). Проработав год в Норильском театре, с 1960 года перешел в Москонцерт, с 1987 года - в Московскую филармонию.

Комментарий - Юрий М. Нагибин.
Составитель - Юрий Лауфер.
Звукорежиссер - Т. Страканова.
Редактор - Н. Кислова.

Иллюстрации:
Ю.Нагибин
Ю.Каюров
В.Маратов

P. S.:

Первый рассказ Юрия Нагибина я прочитал еще в госпитале, вскоре после войны. Назывался он «Деляги». Может быть, я не стал бы вспоминать о нем, но в этом рассказе проявилась, как мне кажется, характернейшая черта всего последующего творчества любимого мной писателя: умение точно уловить время и передать свое отношение к этому времени. Коротко напомню содержание рассказа: два человека - старший сержант Степан, ходовой, как говорится, мужик, и тихий солдатик Егор, выйдя из госпиталя, оказались открытыми всем мирским ветрам. И вот они решили пойти по пустым, разбитым деревням и там заняться ремонтом жилья, запущенного, порушенного войной, заработать, естественно, на этом деле, определиться, устроить личную жизнь. В первом же большом селе они находят работу: Егор - у вдовы-скотницы, Степан на фабричке местного значения. Поскольку они давно уже на мирной ниве не трудились, работается им в охотку. Но вскоре выясняется, что ни вдовица, ни хилое фабричное предприятие заплатить им ничего не могут, только - кормить и давать ночлег. Да и откуда взяться капиталам посреди всеобщего разора ? Планы обогащения друзей рухнули. Конечно, хапнуть, урвать бессовестно последнюю копейку - иному, глядишь, и оказалось бы с руки. Но не такого рода эти ребята, наученные войной... доброте. Я потому так подробно говорю о рассказе «Деляги», что в нем был точно найден нерв нашей жизни того времени; я и сам был когда-то в сходной ситуации, точно так же возвращался из госпиталя и вместе со мной - десятки, сотни молодых людей, которым мирная жизнь давалась совсем не так легко, как это порой изображалось в нашей литературе середины сороковых - начала пятидесятых годов. Иногда думалось: вот бы так прыгнуть прямо из жизни на страницы тех безмятежных книг !.. Начиная с рассказа «Деляги», в меру возможностей своих (а они были невелики, эти возможности: заполучить нужную для твоей души книгу), я старался не пропускать ничего у Нагибина. Взять хотя бы такие рассказы, как «Зимний дуб», «Комаров», «Четунов - сын Четунова» и другие того же времени. Этот цикл венчался совершенно удивительным, на мой взгляд, прекрасным рассказом «Перед праздником». Это рассказ о девочке, о ее взрослении, о расцвете души. Светлый, ясный рассказ, и название дал ему писатель очень точное. Много говорилось в тех рассказах о нравственном отношении к человеку, чаще всего к маленькому, и не столько в том понимании, которое рождает образ гоголевского Акакия Акакиевича, а в прямом - к детям. Учить детей светлому восприятию жизни - великое дело, но одновременно надо учиться у детей такому восприятию. Рассказы Нагибина Мещерского цикла, казалось бы, посвящены охоте, на деле же этот цикл порожден чувствами и мыслями, занимавшими писателя, когда он писал о детях, об отношении к ним. Мещерский цикл - очень хорошая проза. И вот что любопытно, она завершалась рассказом «Олежка женился», которым в творчестве писателя начиналась совсем другая тема. Тут появился и стал во весь рост герой, мелькнувший в раннем рассказе Нагибина «Ночной гость», герой, олицетворяющий эгоистическое, потребительское, паразитарное отношение к жизни. Человек благополучный, прочно устроенный в жизни и знать не желающий, что творится за толстыми стенами его преуспевания. И еще мне хочется сказать об одной благородной черте писателя Нагибина, который не только сам не забывает, что воевал, но всегда помнит о рядом живущих товарищах, по которым война прошлась колесом. Люди эти у Нагибина всегда сложные, мудреные, немного стесняющиеся своего увечья - тут точно уловлена глубоко национальная черта: скромность нашего народа, скромность людей, отдавших войне, отечеству, согражданам порой больше, чем жизнь... Говорить о творчестве Нагибина не просто и в то же время интересно. Тут непочатый край для разговоров, но мне хотелось бы поделиться одним личным переживанием, связанным с началом наших отношений. Так сложилась судьба, что первый писатель, к которому я обратился со своим рассказом, был Нагибин. Я жил в ту пору в маленьком, глухом городишке на Урале.. И вот мне подумалось, что наконец-то я написал писателю, которого я читаю и чье мнение для меня важно. И я поехал к Нагибину. Надо сказать, что он отнёсся к этому корявому рассказу на редкость внимательно. Он ответил мне из Москвы. Был он тогда в редколлегии журнала «Знамя» и рекомендовал меня для опубликования. Так началась моя жизнь в литературе. И я считаю, что у меня есть гражданская, что ли, задолженность перед Нагибиным. На протяжении всей своей творческой жизни Юрий Маркович очень много времени и сил отдаёт начинающим авторам. Я знаю десяток ныне известных литераторов, которым он бескорыстно, по-человечески помог, и есть несколько человек, с которыми он возится уже не первый год, наставляя их литературному уму-разуму. Это свидетельство душевной щедрости большого художника. И я горжусь тем, что живу в одно время с таким писателем, что он был в какой-то мере и моим шефом в начале моего творческого пути и что нас связывают добрые товарищеские отношения. - Виктор Астафьев -

Мне, конечно, в жизни очень повезло, что я был приглашён на роль Председателя в одноименном фильме, созданном по сценарию Юрия Нагибина. Естественно, я об этом не могу не сказать. Кажется, впервые в жизни (грустно, если в последний раз), прочтя этот сценарий ночью без отрыва, утром я стал читать его вслух своим домашним - до такой степени опалил меня Егор Трубников... Я как-то сказал Юрию Марковичу, что не считаю образ Трубникова своей работой. Я лишь постарался в меру сил понять и воспроизвести то, что мне предложил в своем сценарии замечательный советский писатель. Я уверен, что не сыграть такую роль, испортить её, - нужен из ряду вон выходящий антиталант, ибо характер Егора Трубникова взят из гущи народной жизни, он - сама правда. Время идёт. Прошло немало лет с тех пор, как мы познакомились с Юрием Нагибиным. Теперь мы редко встречаемся, хоть и живем в одном городе… У каждого свои заботы, хлопоты, дела. Но то, что я успеваю читать из его произведений, убеждает, что талант Нагибина приобрёл с годами какую-то пронзительность: он проникает сегодня в потаенные, в самые скрытые душевные изгибы и переливы людских чувств. Он смотрит на окружающее не уставшими, свежими глазами человека, по-молодому влюбленного в жизнь... - Михаил Ульянов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии